Славянская мифология нциклопедический словарь

Единой прасла-вянской «высшей» мифологии (то есть пантеона языческих богов) реконструировать не удается: киевский пантеон отличался от поморского, а у южных славян вообще не было пантеона. Рассказывают, что не раз видали его, как он дерется с мертвецами на могилах и всегда побеждает. Предрассудок сей, утвержденный демократической завистию некоторых философов, служит только к распространению низкого эгоизма. Если у рыбака в начале ловли станут ловиться Л., то рыбы ему не видать: значит, «нечистая» женщина (т. е. имеющая месячные) перешла через его невод. С началом кваканья Л. связаны приметы о погоде. Народная традиция славян не сохранила практически никаких следов верховных божеств, в то время как «низшая» мифология (верования в чертей, водяных, домовых, русалок, духов растений и животных, демонов болезней и т. д.) отличается значительным единством и чрезвычайной устойчивостью. Подготовлен сотрудниками Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук.

Смотрите также: Книга словарь русско таджикский

Славянская мифология энциклопедический словарь скачать

Современные исследования). [ PDF / PDF ] Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Изд. М. Березина, 1880. — 616 с. [ PDF / PDF ] Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Энциклопедический словарь Светлана Лаврова: Славянская мифология Владимир Бутромеев: Мифы и легенды древних славян Александр Иликаев: Мифы древних славян Русь богатырская. Как и змее, Л. в некоторых местах приписывается роль домашнего покровителя. Литература XVIII — первой половины XIX веков Глинка Г. А. Древняя религия славян. Перед смертью ведьмак обязан передать свою силу и знания другому человеку через переданную ему вещь или особое слово. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3-х т. Т. 1. — М.: Современный писатель, 1995. — 414 с. — (Славянский мир). [ PDF ] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Архетипы мифологического мышления. — М.: Ганга, 2010. — 256 с. — (Обычай веков). [ DjVu ] Жарникова С. В. Архаические корни традиционной культуры русского Севера: сборник научных статей. — Вологда: Изд-во «МДК», 2003. — 98 с. [ PDF ] Журавлев А. Ф. Язык и миф. Понятия светлого, благого божества и святости неразлучны, и последнее -прямой вывод из первого. Считалось, что это может произойти помимо воли самого человека, поэтому перед смертью к ведьмаку опасались приближаться. Но и после смерти он сохраняет часть своей силы. Живет он уединенно, никогда не женится, молчалив и нелюдим.

Смотрите также: Английский словарь распространенных слов

Славянская мифология энциклопедический словарь м 1995 читать онлайн

Происхождение их, в частности, связывают с людьми, утонувшими во время всемирного потопа. Ведьмак персонифицирует смерть, понимаемую как поедание человека сверхъестественным существом. Когда Л. смотрит на человека, она пересчитывает ему зубы, и они от этого выпадают. Герои сказаний Украшения/одежда Ритуалы и обряды Праздники — календарь Народные игры Предметы, артефакты — статьи Травник Славянская кухня История Галерея Библиотека Магазин оберегов, украшений и домовых Прочее Поиск-Главная Каждому дому свой домовой. Материал взят с сайта По преданиям, ведьмак обладал двумя душами, человеческой и бесовской, что, в свою очередь, обусловило его многофункциональность: он мог быть враждебен человеку и в то же время настроен дружелюбно. Так немецкий монах Гедьмольд, посетивший славянские страны в XII веке, писал в хронике, названной его именем, что славяне не начинают никаких серьезных дел без жертвы Белобогу. Со временем вера в Белобога была утрачена, хотя следы ее сохранились до наших дней. Этнографический очерк. — Гродно, 1895. Болсуновский К. В. Памятники славянской мифологии.

Смотрите также: Этимологический словарь онлайн

Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. — М., 2005. Иванов Й. Культ Перуна у южных славян. Подготовленное сотрудниками Института славяноведения Российской академии наук новое (2-е), исправленное и дополненное издание энциклопедического словаря «Славянская мифология» содержит толкование основных образов и символов славянской мифологии. Филология превосходно подтверждает такой дуалистический взгляд славянских племен на явления природы. Женщине нельзя брать Л. в руки, иначе хлеб не будет ей удаваться. Л., выскочившая на дорогу перед путником, особенно рыбаком, сулит неудачу. Ведьмак не только ничего злого не творящее, но даже карающееся быть полезным: он ведьмам мешает делать зло, запрещает ходить мертвецам, разгоняет тучи и прочее. Он и по смерти не теряет своей силы. Так, чтобы ослепить кого-нибудь, натирают этому человеку дверь лягушачьим жиром; зашивают его волосом глаза Л. и кладут ее под камень; закапывают под порог глаза Л., а потом выкапывают их, трут в порошок и подмешивают в питье. ЛЯГУШКА, жаба — нечистое животное, родственное змее и другим «гадам». Жабу в некоторых местах считают матерью ужа, верят, что она играет с ужом, как муж с женой, и спаривается с ним. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3-х т. Т. 3. — М.: Современный писатель, 1995. — 416 с. — (Славянский мир). [ PDF ] Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. Персонажи русских мифов Вернуться к списку Персонажей славянской мифологии >>> Ведьмак — Персонаж исключительно восточнославянской мифологии. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Согласно другой легенде, войско фараона, преследовавшее евреев во время их исхода из Египта и потопленное в водах Чермного моря, превратилось в Л., которых вследствие этого называют»фараонами». Существует поверье, будто бы у самок Л. длинные волосы и женская грудь, а у самцов борода.

Славянская мифология энциклопедический словарь читать онлайн

Paris, 1971–1978.DHLF – Dictionnaire historique de la langue française. Предводительствуя над всеми ведьмами и колдунами округи, ведьмак может им препятствовать в злодеяниях, отгонять опасных мертвецов и прочее. Некоторые базовые мировоззренческие концепты французов и русских Список сокращений ИЭССРЯ – П. Я. Черных. Потеря национального эстетического сознания приводит сначала к духовной деградации народа, а затем и к физическому вымиранию. Причину засухи в некоторых местах видят в том, что жаба закрыла источник. Однако чаще всего в жабах и Л. видят обращенных ведьм. В этом облике они проникают в хлев и отбирают молоко у чужих коров, высасывая его из вымени. Энциклопедический словарь Дмитрий Шеппинг: Мифы славянского язычества Русский народ. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3-х тт. — М., 1865—1869. (В 3 т. — М., 1994.) Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М., 1982. Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов.

Славянская мифология энциклопедический словарь

Бартоломей (24.VIII) прутьями от хмеля загоняет Л. в болота, после чего они уже не квакают, так как рты их зарастают илом. В Л. превращаются к весне старые ласточки, которые перезимовали в болоте под водой. Таким образом, в настоящем словаре мифология трактуется как система мифологических представлений о мире, составляющих содержательную основу большинства жанров и видов народной культуры. Характеризуя ведьмака (колдуна) по материалам XIX в., В. Даль выделяет его способность к оборотничеству, а также особую вредоносность. Светлый бог. В сознании древнего человека весь мир делился на две части — благоприятную и враждебную человеку.

Часто считают также, что убийство Л. способно вызвать дождь. Женские духи «богинки», подменяющие младенцев, тоже могут принимать вид жаб. При первом весеннем кваканье люди кувыркались по земле, чтобы быть здоровыми и чтобы не болела спина. Они способны поглощать змеиный яд и очищать отравленный змеей источник. Л. присуща женская символика». Из-за сходства лап Л. с человеческими руками считают, что Л. в прошлом была женщиной. Серия А: Русская история). [ библ. инф. ] Kayssarow Andrey, von. Вероятно, и наименование ведьмак (как и еретик, упырь) более всего относится именно к «сильному» колдуну-покойнику, который губит людей, загрызая их, поедая и высасывая кровь. Просто получилось так, что ко времени принятия славянами христианства этот народ — еще очень молодой — находился в стадии формирования религиозного мировоззрения, которое оказалось направленным в другое русло, так и не успев сложиться в язычество наподобие античного, например. Существовало поверье, что внешний мир ведьмак видит в перевернутом виде. Такая популярность удачно сочетается с научной точностью, доказательностью, множеством интересных примеров, иллюстраций. Сталкивать этот миф с данными лингвокультурологического анализа так же занимательно, как проверять диагнозы экстрасенса клиническими анализами.

Славянская мифология энциклопедический словарь м 1995

Пантеон богов Духи и существа Волхвы -Ведьмы и пр. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». — М., 2005. Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (Древний период). — М., 1965. Они же. Editorz: Славянская и русская мифология Без памяти нет совести! Статьи посвящены славянским божествам, персонажам народной демонологии, обычаям славян, традиционным праздникам, мифологии животного и растительного мира, природных явлений и т. д. Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей. Труды Отдела истории культуры. — М.: Институт славяноведения РАН, 2007. — 800 с. [ PDF / PDF ] Коринфский А. А. Народная Русь. Языческая реформа князя Владимира. — М.: Индрик, 1999. — 325 с. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. — М.: Наука, 1978. — 239 с. (2-е изд. — М.: София, 2003. — 237 с.) Вельмезова Е. В. Чешские заговоры. Самый большой миф славянской мифологии — это сама славянская мифология. С того момента, как к ней стали проявлять сколько-нибудь последовательный интерес, и по наше время количество додуманного, непонятого или откровенно вымышленного превысило объем доподлинно известного на порядок. Собственный образ, не реконструированный, а вымышленный – такая же легенда, хранящаяся в наивной картине мира, как и любая другая, в том числе как и миф о том, каков некий другой народ.

Похожие записи: